Домашние задания и самоконтроль

Домашнее задания по легкой атлетике, гимнастике, общеразвивающим упражнениям на различные группы мышц, как правило, не нуждаются в особом оборудовании и специальных местах занятий. Иная картина наблюдается при выполнении домашних заданий по лыжной подготовке, где требуется личный инвентарь и близко расположенная лыжня. Обычно на дом задают упражнения на совершенствование уже изученных способов передвижения на лыжах, повышение общей работоспособности и развитие физических качеств. Родителям нужно следить, чтобы подросток правильно, технично выполнял задания и не старался самостоятельно овладеть техникой лыжных ходов, не изученных в школе. Последнее приводит к проявлению грубых ошибок, которые могут закрепиться, и в дальнейшем от них будет трудно избавиться. Однако, если родители хорошо разбираются в технике лыжных ходов, разучивание подростками новых для них элементов и ходов будет повышать интерес к занятиям.

Начиная с 4-го класса подростки выполняют двухразовые домашние занятия по лыжной подготовке, продолжительность которых строится из расчета: в 4—5-х классах 1—1,5 ч; в 6—7-х классах — 1,5 ч; в 8-х классах — до 2 ч.

В 4—5-х классах для развития выносливости рекомендуется равномерное прохождение по среднепересеченной местности дистанции до 3 км. К этой нагрузке следует подходить постепенно, увеличивая длину дистанции от занятия к занятию в течение всего периода подготовки. Для развития быстроты можно проходить 3—4 отрезка длиной 60—100 м с максимальной скоростью с полным восстановлением дыхания между отрезками.

В 6—8-х классах для развития выносливости можно проходить дистанцию до 4—5 км (девочки до 3— 4 км) со средней скоростью. При развитии быстроты проходят отрезки длиной до 100 м; отдых между отрезками — 3—5 мин. Специальная (скоростная) выносливость развивается с помощью переменного метода. Проходя дистанцию (мальчики 5 км, девочки 4 км), подростки выполняют 3—4 ускорения (но не в полную силу) на отрезках 200—300 м. Отдых между ускорениями — по самочувствию, до полного восстановления. Нагрузка на занятиях повышается постепенно.

Контроль за нагрузкой при выполнении домашних заданий осуществляется как родителями, так и самими подростками по частоте сердечных сокращений. Подсчет проводится во время коротких остановок, в ходе занятий и в конце занятий. При развитии общей выносливости частота сердечных сокращений должна составлять в среднем 140—150 ударов в минуту, но не более 160. При развитии скоростной выносливости переменным способом частота сердечных сокращений после отрезков, проходимых с большой скоростью, может достигать 170 ударов в минуту, но не более 180. В перерывах между ускорениями пульс должен снизиться до 120—130 ударов в минуту.

Вся проделываемая во время домашнего задания работа записывается подростком в дневник самоконтроля (или специальную тетрадь) и затем анализируется. Записи помогут родителям, учителю физической культуры следить за правильностью выполнения заданий, объемом нагрузок и при необходимости внести в нее поправки.

Популярные статьи