Варьирование учебного материала

Варьирование факторов психомоторного самоконтроля: исполнение того же сальто без достаточного времени на настройку или при отсутствии нужных для этого условий (после отвлекающей беседы с партнером и т. п.), с умышленным рассредоточением или непривычным переключением внимания по ходу движений, на фоне неподходящих реплик со стороны, с необычным зрительным контролем или его ограничением, с применением внутренней речи, соответствующей действиям или нарочито случайной, и т. п.

Варьирование учебного материала по структурному признаку. Приемы, относящиеся к данному методу, весьма разнообразны. Вернемся к примеру с сальто. Его можно чередовать с сальто на кольцах (действия руками при отходе могут быть причиной отрицательного переноса навыка и должны быть хорошо осознаны гимнастом и четко дифференцироваться); одинарное сальто— с двойным (если оба освоены), с подлетом махом вперед, отходом махом вперед без вращения (на спину, в яму с поролоном или на подвесном поясе), с оборотов, размахиваний, санжировок, с освоенными сальто с поворотами. То же сальто можно включать в структурно различные связки, варьируя допустимые изменения в технике, и т. п.

Варьирование учебного материала по параметрическому признаку — один из самых ценных методов ВТ. Гимнаст может и должен уметь осознанно управлять параметрами движения, меняя их по желанию в нужных пределах. Способность активно дифференцировать движение по основных параметрам, определяющим надежность и класс исполнения упражнения, — верный признак мастерства гимнаста. На примере сальто с перекладины и всех подобных упражнений данный метод можно проиллюстрировать заданиями типа: сальто в «перекрут» (больше-меньше), в точный доскок, в «недокрут» (больше-меньше), выше-ниже, дальше-ближе (с самоотчетами гимнаста о намеченных действиях и результате), сальто с различными степенями группирования или прогибания (выпрямления) — на точность приземления во всех случаях; с махов разной амплитуды, с медленных, умеренно быстрых и предельно быстрых оборотов — на точность приземления и т. п.

Приведенные краткие описания методов ВТ — ориентировочные. Творчески работающий тренер сможет по этой приблизительной схеме найти для каждого конкретного случая (с учетом особенностей движения и его исполнителя) достаточно полный регистр тренировочных вариативных упражнений. Ясно, что одновременное использование всех названных методов варьирования заданий излишне. В каждом занятии тренер может по необходимости использовать одну или несколько серий упражнений ВТ, органически вводя их в структуру тренировочного процесса. Упражнения ВТ могут включаться в число упражнений специальной разминки, они весьма уместны на вечерней тренировке (при двух занятиях в день), на тренировках в разгрузочные дни; подходящие вариативные упражнения могут использоваться в соревновательных комбинациях, временно заменяя аналогичные упражнения. Вариативные упражнения должны обязательно входить в состав контрольных комбинаций, применяемых для проверки текущей технической подготовленности спортсменов. Во всех случаях ВТ должна в первую очередь охватывать наиболее трудные, рискованные, технически неустойчивые движения, надежность исполнения которых — основной залог спортивных успехов гимнаста.

Популярные статьи