Вариативность движений. Часть3

Интересны в рассматриваемом плане данные вычисления коэффициента вариации вертикальной составляющей опорной реакции. В приводимой кривой резко выделяются пики, падающие точно на моменты полного исчезновения вертикальной составляющей. Этот момент также говорит о том, что вероятность случайного варьирования движения повышается всякий раз, как только возникают условия, освобождающие гимнаста от внешних перегрузок и от выполнения мощных, форсированных действий, в первую очередь определяющих успех всего упражнения. Характерно также, что предельно низкий коэффициент вариации (близкий к нулю) падает здесь на момент достижения максимального значения признака. Вместе с тем сказанное означает, что фазы наиболее мощного, форсированного движения менее управляемы, а это уже имеет прямое отношение к возможностям освоения и совершенствования гимнастических упражнений.

В процессе обработки данных, полученных в исследовании, было также проверено предположение, согласно которому параметрические признаки внешне одинакового во всех исполнениях упражнения существенно меняются. Была собрана статистика раздельно по большим оборотам, исполнявшимся в начале, середине и и конце серии из трех оборотов, предшествовавших соскоку сальто с перекладины. Было исследовано пять таких серий. Исследование проводилось следующим образом. Вначале были получены и обработаны методами математической статистки средние данные по каждому типу обо рота, отдельно для начальных оборотом серии, срединных и конечных оборотом При этом каждый тип оборота брался но 39 эмпирическим точкам, относящимся к разным фазам движения. В качестве показательной точки, позволяющей сопоставлять одно движение с другим (накладывая параметрические кривые одни на другую), была взята точка, соответствующая моменту достижения максимального значения вертикальной составляющей опорной реакции.

Результаты исследования оказались довольно показательными. Выяснилось, что каждый следующий большой оборот в серии три оборота — соскок сальто достоверно отличается от смежных. Анализируя в комплексе все имевшиеся данные, можно прийти к выводу, что гимнаст, исполняющий подобную серию движений, весьма последовательно, рационально (хотя, быть может, и не всегда во всем осознанно) перестраивает каждое следующее движение серии, стремясь наилучшим образом подготовить главное движение, в данном случае соскок.

Популярные статьи