Вариативность движений. Часть2

Обратимся к вопросу о вариативности номинально одних и тех же гимнастических упражнений. Существует, в частности, класс гимнастических упражнений. Это упражнения типа оборотов, кругов, акробатических переворотов, способные замыкаться сами на себя и образовывать тем самым цепи однородных движений. Обычно считается, что структура и техника таких упражнений стабильна, и поэтому упражнения каждой такой серии совершенно одинаковы. Но так ли это? Нет ли в исполнении подобных упражнений специфики, заставляющей по-разному рассматривать структуру, технику каждого движения в зависимости от его места в серии и его конкретного практического назначения?

В настоящем сообщении приводятся результаты исследования, посвященного некоторым особенностям вариативности таких известных упражнений, как большие обороты назад на перекладине. Исследование проводилось следующим образом. Гимнаст-мастер на протяжении одного сеанса съемок выполнил 13 подходов к снаряду, выполняя соединение из больших оборотов назад и сальто назад (прогнувшись, двойное в группировке, двойное прогнувшись). Было зарегистрировано в общей сложности 44 элемента, включая 31 большой оборот назад. В дальнейшем эти данные, в том числе данные тензодинамографии, обрабатывались методами математической статистики с вычислениями ряда основных параметров: средних арифметических значений регистрируемого признака, среднею квадратического отклонения, дисперсии, коэффициента вариации, стандартной ошибки среднего арифметического. Проверка статистических гипотез производилась посредством непараметрического критерия Вилкоксона для сопряженных парных значений.

Анализируя эти результаты с биомеханической точки зрения, можно прийти к выводу, что наибольший разброс в движении доступен для гимнаста прежде всего тогда, когда движение в целом еще (или уже) малоактивно, и всякий произвольный компонент действии (в том числе случайный) может более заметно изменить общую картину. Напротив, фазы, в ходе которых движение стремительно развивается и тесно связано с рациональными, по возможности точными действиями гимнаста, границы вариативности двигательного действия существенно сужаются. В нашем случае это прежде всего вторая половина спада и бросок. Характерно в этом плане окончание броскового движения в обороте с притормаживанием периферических звеньев, о чем уже упоминалось.

На первый взгляд увеличение параметрического разброса в этой фазе оборота неожиданно; однако, если учесть, что в данном случае в общей массе больших оборотов даются элементы, занимающие разные места в соединении, то естественно предположить, что именно здесь гимнаст более заметно и целенаправленно перестраивает движение, сообразуясь с целью исполнения всей связки. В частности, ясно, что, например, ускоренный оборот, занимающий среднее положение в серии, должен характеризоваться не такой акцентировкой элементов броскового маха, как оборот, предшествующий исполнению соскока сальто. Позднее будет видно, что это предположение небезосновательно.


Новые:
Предыдущие:

Популярные статьи