Циклизации движений в обучении.Часть2

Можно предположить, что преобладание в обучении режима, в основу которого положено беспрерывное выполнение упражнений в одном подходе при соответствующей организации управляющих извне воздействий, будет способствовать как успешному освоению упражнений, так и повышению функциональных возможностей спортсмена. Такой режим создается циклизацией движений на стандартных гимнастических снарядах и применением серийно-поточного метода при выполнении акробатических упражнений.

Гимнастическим упражнениям или их фрагментам можно в зависимости от задачи обучения придать искусственно-циклический характер. Замкнутый цикл движений доступной сложности при наличии внешней управляющей среды (помощь тренера, применение дополнительных снарядов, технических устройств и т. д.) может повторяться многократно, без перерывов в работе. В этом случае работа будет выполняться по типу циклической, а движения будут циклизованными.

Циклизованные движения на стандартных гимнастических снарядах состоят из основного движения, которому обучается занимающийся, и включают ряд дополнительных действий, с помощью которых принимается первоначальное исходное положение для очередного выполнения основного движения (цикл замыкается). Как правило, дополнительные действия значительно легче для выполнения, чем основные, однако и они также способствуют увеличению двигательного багажа занимающихся. В одних случаях это могут быть элементарные двигательные действия, не требующие специального обучения, в других — более сложные, но ранее освоенные двигательные действия.

Наоборот, при специализированной технической подготовке циклы движений рекомендуется образовывать преимущественно из базовых элементов, исключая посторонние.

Типичный пример обучения с помощью циклизованных движений представляет обучение размахиваниям в висе на перекладине или другом снаряде. Самые предварительные представления о движении уточняются при выполнении многократных повторных размахиваний. Другим примером, где для освоения упражнения могут использоваться циклизованные движения, может быть обучение подъему разгибом. Основное движение, которое необходимо освоить, это разгибовое движение с приходом в упор из исходного положения в висе лежа на коне. Дополнительные действия в этом случае связаны с приходом из упора в вис лежа (спад с переходом в вис лежа). В состав управляющей среды входит применение дополнительного снаряда (коня) и помощь тренера. При слабом хвате могут применяться петли, закрепляющие хват за перекладину.

Популярные статьи