Тренировочные факторы

Многим специалистам наверняка памятен удручающий и на первый взгляд странный случай, происшедший на одной из олимпиад: наш гимнаст, вышедший на исполнение обязательных вольных упражнений, вместо положенного сальто назад прогнувшись вдруг сделал... пируэт, получил низкую оценку и этим отбросил назад всю команду.

Такие казусы не слишком часты, но все же известны каждому: то гимнаст

внезапно забывает прекрасно известное, казалось бы, упражнение; то на совершенно «ровном» месте допускает грубую ошибку, которой прежде никогда не было; то, как в описанном случае, выясняется, что, делая относительно сложное упражнение, гимнаст не в состоянии «вернуться» к его более простому аналогу. Или обнаруживается, что ранее освоенное упражнение, которое должно было бы служить в дальнейшем «подводящим», не столько помогает в последующей работе, сколько мешает ей...

В чем здесь дело? Есть ли рациональное объяснение таким явлениям, и если да, то каковы средства для борьбы с ними?

Надо признать, что мы еще не слишком много знаем о природе таких затруднений, хотя очевидно, что они прямо связаны с методами учебно-тренировочной работы и, в сущности, отражают несовершенства этих методов. Тем важнее попытаться понять существо таких неприятных явлений и найти против них действенное «противоядие» .

В настоящей публикации предлагается трактовка наиболее существенных моментов, относящихся к затронутой теме, основанная на многолетних наблюдениях и предварительных исследованиях, проведенных авторами.

Прежде всего следует затронуть вопрос о том, что представляет собой процесс эксплуатации двигательного навыка в практике спорта.

Существует расхожее мнение, будто однажды сформированный навык может достаточно долго служить, если его регулярно «подкреплять» в тренировке. При этом как бы предполагается, что разученное упражнение, будучи введенным в практику, уже перестает быть предметом конструктивной работы, обучения. Тем самым процесс «обучения» и «тренировки» (в узком смысле) механически разграничивается, хотя в действительности эксплуатация двигательного навыка в практике тождественна его освоению как по сути, так и по применяемым методам. Оставляя в данном случае в стороне детали длительного совершенствования и поддержания двигательного навыка в практике (это само по себе настолько интересно и важно, что заслуживает отдельного рассмотрения), хотя бы поверхностно проследим те явления, которые сопровождают «жизнь» двигательного навыка после того, как он был сформирован в ходе целенаправленного обучения.

 

Популярные статьи