Сбои, заскоки, регидность

Анализируя затруднения в работе, «внезапные» неудачи, постигающие гимнаста при исполнении вполне «благополучного» упражнения, можно выделить несколько типичных явлений, вызываемых описанной выше деградацией двигательного навыка при стандартной тренировке (названия условные).

Сбои. При выполнении давно и успешно освоенного упражнения (постоянно фигурирующего на тренировках и в соревнованиях) без явного внешнего повода гимнаст грубо ошибается или испытывает неожиданные затруднения:

промахивается рукой, перекручивает, теряет уверенность при переходах в полет и т. п. Причина таких сбоев описана выше: привыкнув к благополучному (быть может, даже блестящему) исполнению упражнения, гимнаст уверовал, что сформированный у него им навык безупречен, тогда как он предельно сужен и может нормально действовать только в идеальных условиях. Чаще всего наступает-таки момент, когда реальные изменения условий работы требуют от гимнаста большей свободы, импровизационности действий, уже ему недоступных.

Заскоки. Так мы назовем случаи, когда интенсивное, по стандартное повторение элемента (особенно вне комбинации) приводит к чрезмерной автоматизации действий. Внешне это выглядит как спонтанное, не подвластное гимнасту «возвращение» к излишне «заученному» упражнению, которое как бы проявляет экспансию, заставляя гимнаста делать то, что ему в данный момент не нужно. Именно такой случай приводится в начале статьи. Заскоки — ярко выраженная форма интерференции двигательных навыков, охватывающая все двигательное действие. Для современной гимнастики высших достижений они достаточно характерны, если спортсмен не имел правильно выстроенной базовой подготовки.

Ригидность — неподатливость ранее освоенного движения к пластическим перестройкам, также связанная с излишней автоматизацией двигательного действия. Практически она проявляет себя в трудностях, возникающих при попытках освоения структурных вариантов ранее освоенного упражнения. Так, гимнаст порой с трудом переходит от одинарного пируэта к двойному, с «гладких» кругов на коне — к кругам с поворотами и т. д. Характерная форма ригидности — потеря способности возвращаться к ранее пройденным простым формам движения. Так, сейчас нередки парадоксальные, казалось бы, случаи, когда гимнаст-мастер уверенно делает тройное сальто, но не может «вспомнить» двойное. Важно понять, что такие случаи ненормальны, они говорят о том, что навык неполноценен и рано или поздно приведет к сбоям.

Приведенное деление на сбои, заскоки, случаи ригидности условно, так как причина данных затруднений — общая. Ясно, например, что один и тот же гимнаст с ригидным навыком с трудом осваивает новые движения и одновременно склонен к заскокам, непроизвольно возвращаясь к привычному старому движению.

Популярные статьи