Повышение эффективности обучения в группах

Как же соединить в единое целое проблемы технической подготовки, подготовки к выступлениям в групповых упражнениях и развития двигательных качеств? В первую очередь необходимо определить место каждого из этих видов подготовки в процессе многолетней тренировки гимнасток. Общеизвестно, что важнейшим принципом советской школы спорта является требование единства общей и специальной подготовки. Порядок взаимосвязи компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки характеризует структуру тренировочного процесса. Стремление достичь высоких результатов в короткие сроки зачастую приводит к нарушению взаимосвязи названных компонентов, предпочтению технической подготовки функциональной. Гимнастки начинают овладевать сложными элементами, в то время как уровень развития ловкости еще недостаточен. Поэтому процесс овладения этими элементами становится более длительным и тренеру приходится рассчитывать на способности гимнасток.

Для решения вопроса повышения эффективности обучения сложным упражнениям с мячом нами была разработана методика обучения с применением специально-подготовительных упражнений. В частности, для овладения кувырком вперед с броском и ловлей мяча для гимнасток младших разрядов разработан комплекс специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах. Не останавливаясь подробно на содержании каждого из них, лишь отметим, что упражнения выполняются, во-первых, из различных исходных положений партнеров: стоя лицом друг к другу, в затылок; во-вторых, с различными траекториями полета предмета: изменениями угла и скорости вылета, направления и дальности полета. Общим в этих упражнениях явились поочередные манипуляции одним предметом, т. е. одна гимнастка выполняла бросок мяча, другая — ловлю.

Вычленение этих элементов техники позволило гимнасткам концентрировать внимание на выполнение технических приемов, направленных на решение поставленной двигательной задачи. Так, выполнение одной гимнасткой бросков с изменением траектории полета предмета на строго заданную величину (по высоте, направлению) решало, с одной стороны, задачу совершенствования техники исполнения элемента, с другой — способствовало развитию и уточнению тонких мышечных дифференцировок, совершенствованию пространственной точности движений. Гимнастки же, выполняющие кувырок вперед и ловлю, в зависимости от условий выполнения упражнений наряду с совершенствованием техники ловли предмета решали задачи своевременного определения своего положения относительно него, внесения коррекций в программу двигательных действий заключительной части упражнения.

Для тренера не представляло сложности дать педагогическую оценку правильности выполнения технических приемов и точности решения двигательных задач по пространственным и временным характеристикам. Экспериментальным путем установлен факт более быстрого и качественного овладения кувырком вперед с броском и ловлей мяча гимнастками, предварительно освоившими специально-подготовительные упражнения.

 

Популярные статьи