Подбор музыкальной композиции в акробатике

Согласно теории искусства сюжетная композиция — это как бы маленькая пьеса с персонажами. Мели в содержательной композиции все участники как бы на одно лицо и создают единый эмоциональный настрой, то в сюжетной композиции каждый участник должен проявить индивидуальный характер, свой внутренний мир.

Выявить этот внутренний мир исполнителя, его мысли, чувства и призвана сюжетная композиция.

Согласно требованиям правил соревнований в музыкальной композиции желательна смена ритма, темпа. Поэтому подобрать одно музыкальное произведение для всей композиции не всегда удается и возникает необходимость компоновать отдельные музыкальные отрывки. При этом надо руководствоваться определенными правилами.

Рискованно использовать для музыкального сопровождения известные классические произведения, особенно те, на которые поставлены всем известные балетные спектакли. Это могут позволить себе только спортсмены очень высокого класса и под руководством грамотного специалиста-хореографа. Но и в этом случае маловероятно удачное исполнение, например, композиции под «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского или «Умирающий лебедь» Сен-Санса.

Подбор музыкального произведения зависит от вида акробатики, который диктует и содержание композиции, и средства выражения. Например, лирическая музыка в смешанной и в женской паре потребует различных средств и приемов для своего выражения. Многое зависит и от возраста исполнителей. Одно и то же музыкальное произведение, например, по-разному могут выразить девушки 13- 14 и 19—20 лет, отчего известную трудность представляет составление музыкальных композиций в парных упражнениях для партнеров разного возраста.

Большое значение имеет не только какой и как выполняется элемент, но и кто его выполняет. Поэтому необходимо учитывать морфологические особенности партнеров.

Музыкальные композиции составляют с учетом: правил соревнований, требующих включать элементы и соединения определенной спортивно-технической трудности; закономерностей, определяющих эмоциональное воздействие на зрителей и судей, оценивающих упражнения; подготовленности исполнителя; тенденций в развитии акробатики. В правилах предусмотрен минимум трудных элементов и соединений, соответствующих программе того или иного спортивного разряда, а также имеются общие указания о включении в упражнения элементов, требующих от исполнителей проявления определенных качеств (гибкости, прыгучести, баланса и т. д.), о продолжительности комбинации, об использовании всей площадки при передвижениях во время исполнения.

В музыкальную композицию необходимо включать помимо парных сложных, оригинальных элементов и соединений (групповых) индивидуальные элементы акробатического и танцевального характера. В упражнении должны быть разнообразные элементы, подчеркивающие разностороннюю подготовку спортсмена.

Надо стараться, чтобы музыкальная композиция была оригинальной, чтобы в ней ярко проявились индивидуальные особенности каждою акробата.

Популярные статьи