Музыкально-двигательная подготовка гимнасток

Представляется правомерным говорить о существовании и необходимости формирования навыков взаимодействия с партнером как посредством предметов, так и без них. Идея эта уже высказывалась рядом авторов. Ими предложен ряд упражнений для гимнасток, в той или иной степени владеющих предметом. Видимо, использование специально-подготовительных упражнений, выполняемых в парах, на этапе формирования навыков также повышает эффективность подготовки гимнасток к выступлениям в групповых упражнениях.

Возможно ли начать подготовку к выступлениям в групповых упражнениях еще раньше, на этапе отбора и начальной подготовки? По-видимому, да. Определенный опыт в этом плане есть: это подготовка и организация массовых гимнастических выступлений с привлечением к участию в них юных гимнасток; выполнение некоторых упражнений юношеских разрядов группами в определенном построении и даже с перестроениями. Однако эти мероприятия носят эпизодический, несистематический характер. Хорошее средство — включение парных упражнений в соревновательную программу (впрочем, на непродолжительный период).

На наш взгляд, существует еще одно средство, которое тренеры не используют (либо не успевают, либо недооценивают). Это музыкально-двигательная подготовка гимнасток. Указывая на необходимость этого раздела подготовки в общей системе тренировки гимнастов, наряду с отсутствием у гимнасток умения отражать характер музыки посредством движений часто наблюдается их беспомощность в ритмическом отношении. Опыт показывает, что чувство ритма формируется при выполнении движений в неразрывной связи с ритмическим рисунком музыкальных произведений. Наряду с общепризнанными средствами развития музыкальности (специальные задания в ходьбе, беге и др., выполняемые под музыку), чрезвычайно важно выполнение ритмических заданий с предметами. Например:

— одним мячом: отбивы одной рукой, поочередно правой и левой, поочередно в парах, тройках, с открытыми и закрытыми глазами;

— двумя мячами: то же одновременно двумя руками, поочередно, в парах, с открытыми и закрытыми глазами;

— выполнение бросков (мяч, булавы), перекатов индивидуально, в парах, тройках и так далее.

Популярные статьи