Движения по горячим следам

Приведем некоторые данные для обучения занимающихся подъему разгибом на перекладине с применением различных режимов обучения. Для эксперимента были сформированы три равноценные по физической подготовленности группы испытуемых. Первая, контрольная, группа обучалась с применением традиционной методики. Занимающиеся выполняли упражнение по 4 раза в подходе.

В перерывах между попытками указывались ошибки, при выполнении оказывалась необходимая помощь. Вторая группа занимающихся обучалась с применением циклизованных движений с повторением в одном подходе до 10 раз. Обучающимся во время выполнения упражнения также подавалась необходимая корректирующая информация и оказывалась помощь. Третья группа испытуемых обучалась по смешанному типу. Задача экспериментального обучения сводилась к трехкратному самостоятельному выполнению спортсменом разучиваемого элемента. Оценка производилась по существующим правилам соревнований. Итоги конечного результата обучения свидетельствуют, что средние показатели обученности подъему разгибом во 2-й и 3-й группах довольно значительно превышали аналогичные показатели в контрольной группе.

Это можно объяснить тем, что при выполнении циклизованных движений создаются более благоприятные условия для быстрого и полного сопоставления ощущения от выполняемых действий с корректировочной информацией извне. Существенным моментом является то, что корректировочная информация в виде зрительных ориентиров, помощи, словесных указаний, звуковых сигналов и др. подается в момент исполнения упражнения (активных действий), что позволяет наиболее эффективно реализовать принцип срочной информации . Высокая концентрация двигательных действий во времени позволяет выполнять очередное движение по «горячим следам». Такая организация обучения является важным условием для достаточного понимания занимающимися своих действий в вариативных условиях, а следовательно, повышения их эффективности.

Особенно ценно, на наш взгляд, то, что формирование двигательного навыка происходит не в «комфортных» условиях, а на фоне постепенно нарастающего утомления (последние 3—4 выполнения).

Различные серии циклизованных движений в одном подходе применялись нами и при обучении другим упражнениям учебной программы. Обучение во всех случаях происходило успешнее традиционного, при котором не достигается необходимая моторная плотность.

Применение циклизованных движений на стандартных гимнастических снарядах и серийно-поточного метода при обучении акробатическим упражнениям позволило более четко регламентировать учебно-тренировочный процесс.

Популярные статьи