Акробатические микрокомпозиции

Развитие названного ранее «классическим» направления усложнения прыжков предполагает их выполнение в переход. Чаще всего выполнение сальто различной сложности в переход осуществляется в виде целостной прыжковой комбинации. А современную акробатическую комбинацию следует понимать как микрокомпозицию вольных упражнений. В этом случае акробатическая комбинация должна отвечать основным требованиям композиционного построения вольных упражнений в целом.

Это предполагает постепенное нарастание темпа движений или, по крайней мере, отсутствие его снижения и резких перепадов, повышение траектории каждого из последующих сложных содержащихся в комбинации сальто и др. Другими словами, когда в комбинацию включают два сложных сальто, то завершающее сальто должно быть более сложным и иметь более высокую траекторию. Примером таких микрокомбинаций может быть: рондат, двойное сальто согнувшись, фляк, двойное сальто с пируэтом в первом, второе в группировке; рондат, пируэт, фляк, двойной пируэт, фляк, тройной пируэт; рондат, двойное сальто прогнувшись, фляк, двойной пируэт.

 

В характеристику современных вольных упражнений все прочнее входит понятие «оригинальная сложность», которое сейчас определяет и, видимо, будет определять уровень мастерства и обоснованность притязаний гимнастов на лидерство в этом виде многоборья. В данном случае под оригинальной сложностью понимается нестереотипное трактование сложных акробатических прыжков, заключающееся в изменении известной, устоявшейся формы упражнения, в необычном его начале, продолжении, завершении или соединении. Рассмотрим некоторые варианты оригинального подхода к акробатизации вольных упражнений.

Перспективным направлением в построении соединений и комбинаций акробатических прыжков является введение в них так называемых контртемпов. Под этим понимается завершение или продолжение упражнения элементом, например, типа сальто, в темпе выполняемым в противоположную сторону после, казалось бы, последнего элемента комбинации. Контртемповые переходы после вращений назад можно выполнять в сальто вперед, реже в переворот, в рондат. Причем сальтовые контртемпы можно выполнять в остановку и в переход. Выполнение контртемпом сальто в остановку повышает оригинальную ценность упражнения и вероятность устойчивого приземления после сложного завершения комбинации. Например: рондат, двойной пируэт, сальто вперед в темпе; рондат, полпируэта, рондат, фляк, двойное сальто согнувшись, в темпе сальто вперед в группировке.

Кульминационный элемент этого упражнения — двойное сальто согнувшись — очень труден для выполнения в доскок из-за прямых йог, включающихся в рессорную, «пасирующую» работу непосредственно перед приземлением. Но в то же время прямые упруго-жесткие и «заряженные» ноги готовы для контртемпа, что целесообразно использовать для переходов, кстати, и в середине комбинаций. Не секрет, видимо, для специалистов, что нецелесообразно готовить в переход двойные сальто в группировке или другие сложные сальто, предполагающие приземление на согнутые, «не готовые» к переходу ноги.

 

Популярные статьи