Режим дня

Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, сна, питания, занятий физическими упражнениями, других видов деятельности в течение суток. В основе режима дня лежит выработка условных рефлексов: в одно и то же время ложиться спать, принимать пищу, приступать к работе и т. д., что со временем переходит в устойчивые навыки и привычки.

Например, привычка выполнять домашнее задание в одно и то же время способствует лучшему настрою организма на предстоящую работу; привычка в одно и то же время ложиться спать — быстрому засыпанию и т. д.

В суточном режиме дня принято выделять следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, питание, занятия в свободное время (просмотр телепередач, чтение, занятия физической культурой и др.), помощь родителям. Особого внимания требуют такие занятия, как сон, выполнение домашнего задания и занятия в свободное время (среди которых следует выделить просмотр телепередач и занятия физическими упражнениями). Большое значение имеет продолжительность занятий в течение суток .

Сон является одним из основных элементов режима дня. Главным условием полноценного сна является его оптимальная длительность. Систематическое недосыпание снижает работоспособность организма, его функциональные возможности. Например, недосыпание на 2—3 ч 12—13-летних подростков снижает их работоспособность на 30%.

Продолжительность сна для учащихся разного возраста научно определена медицинскими работниками и гигиенистами.

Выполнение домашнего задания. Время выполнения домашнего задания регламентировано Уставом средней общеобразовательной школы, надлежит строго контролировать время выполнения домашнего задания и следить, чтобы подростки успевали за отведенное время сделать уроки. В противном случае наступает переутомление. Значительно большее, чем требуется, время выполнения домашнего задания приводит к сокращению других видов деятельности, например, занятий физическими упражнениями, что отрицательно сказывается на здоровье.

Свободное время подростков заполнено самыми разнообразными занятиями. Как показывают многочисленные исследования, 2/3 всего свободного времени у них приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач, фильмов в кинотеатре, прослушивание радиопередач, пластинок, магнитофонных записей, чтение, что ведет к снижению двигательной активности.

Занятия физическими упражнениями складываются из утренней гимнастики; дороги в школу (иногда ее называют прогулкой до начала занятий) и из школы (прогулка после занятий); зарядки до начала занятий в школе; подвижных игр на переменах; спортивно-оздоровительных занятий после окончания занятий в школе. Данная деятельность необходима подростку прежде всего для отдыха и восстановления сил после учебных занятий. Обязательно использование физкультурных минуток и пауз во время выполнения домашнего задания. Через каждые 30—45 минут целесообразно делать 5—10-минутные перерывы, во время которых выполняется несколько физических упражнений.


Популярные статьи