Работоспособность подростков

Всему живому свойственно чувство времени, ритма, которое связано с периодичностью и ритмичностью физиологических процессов. Благодаря этому сохраняется длительная работоспособность отдельных органов и организма в целом.

Физиологические процессы организуются ритмами, которые измеряются секундами, минутами, часами, сутками, месяцами и годами.

Для человеческого организма наиболее важны суточные и месячные биологические ритмы.

На основе суточных биологических ритмов построен режим дня. Суточный ритм (день—ночь) определяем преимущественный расход энергии днем, а ночью — ее накопление. В соответствии с этими фазами биологические часы регулируют деятельность всех систем и органов, повышая или понижая работоспособность организма.

Работоспособность человека (в т. ч. подростка) изменяется в течение суток дважды: имеется два пика подъема работоспособности и два пика спада. Первый пик подъема приходится на 9—13 часов, второй на 16—19 часов. Спады работоспособности приходятся на период с 2 до 3 часов и с 13 до 15 ч. Кроме этого, выявлены полуторачасовые периоды внутри пиков спада и подъема. На протяжении 90 минут отмечается повышение творческой активности, тонуса, работоспособности, вдохновения. Затем следует 90-минутный период пониженной работоспособности, появляется вялость, легкая слабость. Полуторачасовые чередования работоспособности характерны как для умственной деятельности, так и для физической.

Уровень работоспособности определяют несколько периодов: период врабатывания, период устойчивого состояния высокой работоспособности и период спада, утомления.

Период врабатывания обусловлен тем, что организм не может сразу, в полную силу включиться в работу. Например, утром, после пробуждения, еще действуют факторы сна, многие центры головного мозга органы и системы организма заторможены. Чтобы войти в состояние активного бодрствования, требуется время. И вот здесь на помощь приходит утренняя зарядка. Легкий бег, физические упражнения ускоряют процесс нормального функционирования организма, сокращают период врабатывания.

Затем следует период устойчивого состояния высокой работоспособности. В зависимости от возраста, физической подготовленности он может быть различным по продолжительности. Чем старше школьник, тем этот период продолжительнее и наоборот. В результате нарастающей усталости работоспособность постепенно снижается и наступает утомление. Для того, чтобы продлить состояние высокой работоспособности через определенные промежутки времени организуют отдых (в школе через 45 мин. при выполнении домашнего задания — через 30—45 мин). Ученые установили, что активный отдых в большей мере способствует поддержанию высокой работоспособности, нежели пассивный. Поэтому между учебными занятиями рекомендуют выполнение физических упражнений, подвижные игры умеренной интенсивности.

Популярные статьи