Основные задачи физического воспитания

Ожирение отрицательно сказывается на телосложении: у подростков плохо развита мышечная система, особенно — брюшного пресса, заметны отрицательные изменения в суставах нижних конечностей. Избыточным весом зачастую можно объяснить Х-образную форму ног, повышенный процент уплощенных ног и плоских стоп. При ожирении ухудшается деятельность центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Рост информированности ведет к тому, что многие родители относятся к физкультуре и спорту более серьезно. Однако не все еще знают о разносторонности положительного влияния регулярных физических упражнений на подрастающий организм — развивающего, совершенствующего и коррегирующего.

Развивающее воздействие заключается в том, что многократное повторение физических упражнений развивает мускулатуру подростков,— их силу, выносливость, ловкость. Одновременно с этим изменяется внешность: более красивой становится фигура подростка. Возрастает подвижность суставов, повышаются функциональные возможности организма: увеличивается объем легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем.

Совершенствующее воздействие заключается в достижении более высокой ступени развития двигательных качеств подростка— силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. В процессе роста и развития организма эти природные задатки к движениям претерпевают естественные изменения. Однако развитие данных качеств по ряду причин происходит не всегда равномерно, у отдельных подростков оно может значительно отставать. Средствами целенаправленных занятий физическими упражнениями можно не только ликвидировать это отставание, но и ускорить и усилить естественные изменения в развитии. Именно в этом возрасте приходят первые успехи в избранном виде спорта, будь это гимнастика, легкая атлетика и т. д.

Коррегирующее (исправляющее) воздействие заключается в устранении отдельных дефектов в организме: плоскостопия, искривления позвоночника, сутулости, впалости груди, узкоплечия и др. Подбором определенных физических упражнений можно добиться очень большого эффекта. Например, для формирования правильной осанки применяются физические упражнения и одновременно — общеразвивающие, направленные на гармоничное развитие всех частей тела. Систематические занятия приведут к исправлению имеющегося недостатка.

Из сказанного следует, что основными задачами физического воспитания подростков во внеучебное время являются:

укрепление здоровья;

закаливание организма, повышение его сопротивляемости простудным заболеваниям;

развитие двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) в ходе регулярных занятий физическими упражнениями;

вооружение знаниями по теории и методике занятий физической культурой и спортом, гигиене;

формирование навыков и привычки регулярных самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом;

совершенствование и закрепление навыков правильной осанки и др.

Как видим, задачи физического воспитания подростка во внеучебное время многогранны. В их решении принимают участие семья, внешкольные спортивные организации, а также школа, пионерская и комсомольская организации, и только совместными усилиями можно добиться высокого результата в достижении указанных целей.

Популярные статьи