Формирование дыхания и нервной системы

Объем легких у подростков достигает значительных размеров: у 14-летних в среднем 2500 см3, но у мальчиков может достичь 3200 см3, у девочек несколько меньше — 2700 см3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — величина непостоянная и зависит от различных факторов, например, от роста. Чем выше подросток, тем больше ЖЕЛ. У мальчиков и девочек, занимающихся физической культурой и спортом (особенно теми видами, которые требуют выносливости), ЖЕЛ нередко достигает 130—150% от средних размеров.

По мере взросления подростка за счет увеличения ЖЕЛ возрастает вентиляция легких. Частота дыхания снижается до 18—20 раз в минуту, но увеличивается глубина дыхания. Это свидетельствует о совершенствовании функции аппарата дыхания, что позволяет подросткам легче переносить физическую нагрузку.

В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной, у девочек — грудной.

Развитие нервной системы подростков близится к завершению, продолжается совершенствование ее функций. Мышление хотя и носит на первых порах преимущественно конкретно-образный характер, в дальнейшем становится более логичным и обоснованным. У подростков развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. Они стараются вникнуть в сущность явления, разобраться в причинах и т. д. Мальчики и девочки начинают овладевать абстрактным мышлением.

Одной из особенностей мышления подростков является развитие таких качеств, как самостоятельность и критичность. Для них часто недостаточно сообщение какого-то факта — они требуют доказательств. Игнорирование этого требования взрослыми может способствовать формированию у подростка отрицательной привычки все критиковать, подвергать сомнению, отстаивать явно неверные положения.

Совершенствуется внимание подростка, оно становится более произвольным, устойчивым. Однако у ряда мальчиков и девочек наблюдается рассеянность. Это объясняется тем, что мир их впечатлений и переживаний расширяется столь интенсивно, что они не всегда справляются с его упорядочением. Регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют концентрации внимания.

Подростки по-новому —на более высоком уровне—строят свои отношения со взрослыми, сверстниками. В связи с половым созреванием появляется интерес к противоположному полу, возникает чувство влюбленности. При значительной развитости эмоциональной сферы подростки еще не в полной мере могут контролировать свои действия и поступки: процессы возбуждения зачастую преобладают над процессами торможения. Смена настроения происходит очень быстро — только что был весел, смеялся, как вдруг на что-то обиделся и замолчал.

На достаточно высоком уровне находятся волевые качества: смелость, решительность, инициатива. Подростки могут самостоятельно поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению. Они способны правильно оценить логически обоснованные и тактично высказанные требования, предъявляемые к ним взрослыми. В то же время педагогические просчеты усугубляют склонность подростков к недисциплинированности, несдержанности, нетерпеливости, резкости, упрямству, негативизму и прочее.

Популярные статьи